Романская архитектура

Романский стиль господствовал в архитектуре примерно в XI — XIII веках. Для романского стиля в архитектуре характерны следующие черты: продольная организация пространства, массивные стены, полукруглые арки, каменные своды.

Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. В большинстве случаев главными заказчиками строительства были монастырские ордена, в частности бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце XI в. появились артели каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Образец ранней романской архитектуры в долине Валь-де-Бои (Каталония)
Образец ранней романской архитектуры в долине Валь-де-Бои (Каталония)

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

монастырь в романском стиле
Монастырь святой Одиллии в Эльзасе

Романские церкви представляли собой базилику, т.е. вытянутое сооружение, внутреннее пространство которого (неф) разделен на три части столбами (колоннами). Центральный неф возвышался над боковыми.

базилика Сен-жермен де Пре
Базилика Сен-Жермен де Пре

Внутреннее помещение, пересекалось одним, а иногда и двумя трансептами (трансепт — поперечное вытянутое помещение пересекающее основное). Освещение осуществлялось при помощи ряда окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Первоначально перекрытия были деревянные. Деревянные конструкции часто страдали от пожаров. Тогда стали использовать цилиндрический свод.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе

Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

крипта базилики сен-сернен в тулузе
крипта базилики Сен-Сернен в Тулузе

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

По своему назначению и размерам романские соборы можно разделить на три группы: монастырские, паломнические и кафедральные. Монастырские церкви были как правило небольшие.

Первой паломнической базиликой был собор Святого Мартина в Туре. Паломнические церкви расчитаны на большое скопление народа. В этих церквях появляется хор (алтарная часть храма), который окружен галереей обходом, что обеспечивало непрерывный поток паломников. К таким паломническим церквям относится базилика Сен-Сернен в Тулузе.

Кафедральные соборы также были достаточно массивны — ведь там располагалась кафедра епископа. Помимо богослужений  в кафедральных соборах проходили и светские мероприятия. В этих соборах к каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Такая система получила название связанной. Подобные соборы освещены гораздо лучше монастырских, поскольку применяются крестовые своды.

Собор в Вормсе

источник: https://ru.wikipedia.org

Примеры памятников архитектуры в романском стиле:

Дальнейшее развитие архитектуры Готический стиль

Монсегюр — самый загадочный катарский замок

 


Комментарии:

2 Replies to “Романская архитектура”

  1. Pingback: Ставкирхи — каркасные деревянные церкви | YOURWO

  2. Pingback: Прогулка по тулузе достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*