В XV веке архитекторы Италии, прежде всего Флоренции обратились за новыми архитектурными формами к классическому искусству Греции и Рима. В результате в Европе возник стиль, который стали называть Возрождение.
В этом стиле особенное значение в придаётся: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, и т.д.
Раннее Возрождение
Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции. Он несколько лет провел в Риме и участвовал в раскопках римских руин.
Там Брунеллески тщательно измерял сохранившиеся развалины, зарисовывал планы построек и их отдельных частей.
Вернувшись во Флоренцию он начал использовать полученные им в Риме знания на практике. Базилика Сан-Лоренцо была первым строением Брунеллески построенным в новом стиле. Строительство велось на деньги семейства Медичи — здесь были погребены представители их семьи.
В базилике Сан-Лоренцо в центре находится просторное квадратное помещение, перекрытое куполом.
В то же время Брунеллески возводил купол над кафедральным собором Флоренции, строительство шло с 1420—1436 гг.
Восьмигранный купол стал настоящим символом города и образцом архитектуры возрождения.
Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404—1472). Альберти помимо строительства занимался еще и теорией, он написал несколько книг (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»).
Его постройка — фасад церкви Санта Мария Новелла (1456 — 1470), церковь Сан Себастьяно в Мантуе. При строительстве этой церкви архитектор использовал форму здания в виде равностороннего греческого креста.
В Венеции архитектура возрождения появляется только в конце 15 в. Венецианский ренессанс отличался необычайной живописностью, декоративностью, разнообразием форм и жизнерадостностью.
К повышенному декоративному эффекту венецианских архитекторов подталкивало нехватка земли в Венеции и плотность застройки.
Церковь Санта Мария деи Мираколи (1481—1489), построенная и богато украшенная Пьетро Ломбарди и его сыновьями, является первым культовым сооружением раннего венецианского Возрождения.
Высокий ренессанс
Теперь архитектура стала носить светский характер. А с развитием огнестрельного оружия и окончанием феодальной раздробленности на смену замкам пришли дворцы и загородные виллы.
Палаццо и виллы стали строится по новым принципам: симметрии и классическими деталями. Стены украшаются фресками. Образцами высокого ренессанса в архитектуре являются:
- Палаццо Фарнезе в Риме. Антонио да Сангалло Младший (1484-1546)
- Палаццо Дукале в Урбино
- Палаццо Массимо алле Колонне в Риме. Бальдассаре Перуцци (1481-1536)
Возрождение во Франции
Высокое Возрождение во Франции связано с именами итальянских художников. Уроженец Болоньи Франческо Приматиччо (ок.1504-1570) и флорентиец Джованни Баттиста Россо (1494-1540) были привлечены к работе над убранством Галереи Франциска I во дворце Фонтенбло (до 1533).
Итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475-1555) приобрел известность, благодаря книгам по архитектуре, еще до приезда во Францию в 1540 г. Он построил замок Анси-ле-Франк (начат в 1546) в Бургундии.
Расцвет французского Возрождения связан с именем Пьера Леско (ок. 1515-1578), построившего для Франциска I и Генриха II (1547-1559) крыло Лувра в Париже.
Франсуа Мансар (1598-1666) — автор целого ряда проектов, которые характеризуют стиль французского Возрождения, до того как ему на смену пришло барокко в правление Людовика XIII (1610-1643) и Людовика XIV (1643-1715).
Замок Во-ле-Виконт к югу от Парижа (1656) был спроектирован Луи Лево для министра финансов Людовика XIV Николя Фуке. Окружающий замок парк разбит в соответствии с планом Андре Ленотра, основоположника французского стиля в ландшафтном дизайне.
Браманте
Переход от Раннего к Высокому Возрождению можно проследить в творчестве Донато Браманте (1444-1514), чья карьера началась в Милане с перестройки церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро. Маленькая церковь Сан Сатиро (IX в.) была перестроена в стиле Раннего Возрождения. Также он построил в Милане церковь Санта Мария делла Грацие.
В 1449 г. Браманте отправился в Рим. В монастыре Сан Пьетро ин Монторио в Риме он построил капеллу, ныне известную как Темпьетто (1502).
Несмотря на скромные размеры, Темпьетто выглядит величественно. Эта постройка Браманте не осталась незамеченной. Браманте попросили подготовить планы нового собора Св. Петра в Риме. Строительство началось в 1506 г., и несмотря на изменения, внесенные другими архитекторами, собор Св. Петра воплощает основные идеи Браманте.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st006.shtml
http://artishock.org/style_a/vysokiy-renessans
Уведомление: О Соборе Cвятого Петра и его надргобиях | YOURWO
Уведомление: Санта Мария делла Грацие, "Тайная вечеря" Да Винчи | YOURWO
Уведомление: Венецианская готика - YOURWO
Уведомление: Впечатления от Московского кремля с налетом питерского снобизма - YOURWO