Финляндия странная страна. Мы живем рядом, ездим часто и каждый раз задаемся вопросом: Что же еще посмотреть в Финляндии? Как вариант, можно изучить творчество финского архитектора Алвара Аалто.
Немного теории функционализма в архитектуре.
В ХХ веке в архитектуре появилось новое направление — функционализм. Оно основано на утверждении первичности функции сооружения по отношению к его форме.
В середине 20-х годов американский архитектор Л. Салливеном выдвинул формулу «форму определяет функция». Эта идея была подхвачена многими западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма. Они упростили формы, сведя их к первичности утилитарного по отношению к эстетическому.
Принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались такими архитекторами как Ле Корбюзье во Франции, архитекторами, связанными с «Баухаузом» в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.).
Согласно этих принципов здание строилось строго с его функциональным назначением. Тогда появились такие понятия как охрана труда и эргономика. Именно эти вещи определяли архитектурный стиль.
Например, архитекторы использовали принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций. Эти зоны определяли так: «жить, работать, отдыхать, передвигаться». Все это было перенесёно и в область градостроительства.
Однако насаждение форм и приёмов, возникших в конкретных условиях Германии и Франции, вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре. Тогда архитекторы Финляндии и Швеции, такие как Алвар Аалто, С. Маркелиус и другие в 1930-е годы стали разрабатывать приёмы, отвечающие национальной специфике своих стран.
Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки
Алвар Аалто считал, что основным минусом рационализма современной архитектуры является то, что рациональность касается только технической стороны архитектуры. Современная архитектура должна быть функциональна с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники — считал Аалто. Он считал, что любая постройка должна быть соразмерна человеку и его внутренним желаниям, вне зависимости от назначения постройки.
При этом Аалто стремился следовать принципу, объявленному еще в конце XIX века архитекторами модерна – соединение строения и окружающего ландшафта.
В отличие от советского функционализма, который узнается по примитивной форме зданий из серых железобетонных блоков с плоскими крышами, ленточным остеклением или скучными невыразительными окнами, функционализм Алвара Аалто красив, продуман и гармонично вписан в окружающее пространство.
Для того, чтобы в этом убедиться давайте посмотрим на Дворец конгрессов Финляндия (Алвар Аалто) и сравним с аналогичными постройками в Москве.
Аалто, в отличие от коллег по цеху, стремился максимально вписать постройку в окружающую его природу. Это здание смотрится очень гармонично и его практически не видно с дороги.
Дальнейшее развитие архитектуры: Сантьяго Калатрава
- Что еще посмотреть в Хельсинки
- Лаппеэнранта — замки из песка и крепость Суворова.
- Коркеасаари (Korkeasaari) — зоопарк Хельсинки
- Детский научный центр «Эврика» в Хельсинки
- Дом-музей маршала Маннергейма в Хельсинки
- Как правильно и дешево питаться в Финляндии
- Мальтийская капелла Воронцовского дворца в Петербурге
Уведомление: Барселона Антонио Гауди | YOURWO