Мы знаем египетскую живопись по фрескам, которыми расписывали гробницы. В них человек изображался очень схематично, по четкому плану, от которого художник не мог отступить.
Однако это вовсе не значит, что египтяне не умели рисовать реалистично. У них не было задачи изобразить портретное сходство, живопись носила символический — религиозный смысл.
После завоевания Римом религия древнего Египта ослабела. В этот период происходит изменения в погребальных обрядах египтян.
Посмертные портреты Египтян
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии умершего человека маской, а в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте.
Художники писали портреты с натуры восковыми красками и прикрепляли их к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека.
В этих портретах нашли отражения как египетские так и римские традиции, в целом портреты выглядят очень реалистично.
Эти портреты вошли в историю искусств под название «фаюмские», по названию области Фаюм, на окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Именно здесь было найдено большинство портретов.
Первые коллекции фаюмских портретов
Первые портреты нашел в Египте итальянец Пьетро делла Балле в 1615 году. Тогда ученый мир не придал им значения.
Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах. Египтяне с давних времен грабили гробницы и сбывали найденные предметы перекупщиками. В конце XIX века фаюмские портреты, в числе прочих предметов из гробниц, попали к венскому антиквару Теодору Графту.
К 1887 он составил большую коллекцию портретов. Известный немецкий египтолог и писатель Георг Эберс, заинтересовался коллекцией Графта. Он сделал несколько публикаций на эту тему, были организованы выставки и мировое сообщество заинтересовалось фаюмскими портретами.
Техника фаюмских портретов
Фаюмские портреты были написаны на деревянных дощечках восковыми красками. В последствии письмо восковыми красками, как и использования золотого листа для фона или добавления венков и головных повязок было воспринято византийской иконописью.
То что люди на фаюмских портретах выглядят молодыми совсем не говорит о том, что они молодыми умерли. Еще во времена Древнего царства в Египте было принято изображать умершего в виде идеального образа, т.е. молодого лица с застывшей улыбкой.
Для меня так и остается загадкой были ли это посмертные портреты, или они были сделаны при жизни людей.
Существует также предположение, что фаюмские портреты рисовали еще при жизни человека, после чего вешали на стену в его доме. Такую идею выдвинул известный английский ученый Флиндерс Питри, который нашел в одном из погребений рамку, точно соответствующую по размерам портрету на захороненной там же мумии.
Собственно не удивительно, что англичанин пришел к такой мысли. В этой стране еще пару веков назад женщине перед родами заказывали портрет. Не известно ведь, выживет она после родов или нет, а так хоть портрет останется.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6287/
Загадочные взгляды на фаюмских портретах
Однако чаще всего в литературе встречается мнение, что фаюмские портреты больше соответствуют древнеегипетской традиции изображения мертвых людей.
Особо отмечают взгляд, который на фаюмских портретах устремлен куда-то мимо наблюдателей. Все таки это ритуальные портреты. Они не предназначались для живущих, их закапывали в землю вместе с умершим человеком. Неземной, устремленный в неизведанный мир взгляд, тоже впоследствии перекочевал в византийскую иконопись.
Население города Фаюма не было однотипным, здесь жили: египтяне, греки сирийцы римляне. Аристократию составляли в основном иностранцы, именно по этому на большинстве имен с золотым покрытием греческие или римские имена.
В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов. В Лувре одна из лучших коллекций фаюмских портретов. В нашей стране хорошая коллекция хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_1.html
http://www.nkj.ru/archive/articles/5502/ (Наука и жизнь, ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА)
Далее по Парижу: Апартаменты Наполеона III в Лувре
Уведомление: Лувр - история строительства. - YOURWO
Уведомление: Кодекс Хаммурапи в Лувре - YOURWO
Уведомление: Апартаменты Наполеона III в Лувре - YOURWO