Посещение галереи Зураба Цирители почему-то навевает на размышления о том, что же такое китч.

Китч — в переводе с немецкого халтурка, безвкусица, дешевка. Это одно из ранних проявлений массовой культуры. Появилось с промышленной революцией, когда появившийся тогда класс буржуа занялся украшениями собственного личного пространства. Для китча характерно серийное производство и статусное значение.

Вообще с недавних пор слово Китч перестало быть ругательным или признаком плохого вкуса. Сейчас это обозначает скорее ширпотреб, массовое производство, которое часто просто копирует произведения искусства. В принципе все творчество Зураба Константиновича Церетели вполне можно уместить в это предложение.

Если хотите какого то смысла — то это не сюда. Церетели лепит Шагала, потому что он его поклонник. Он делает керамические цветы потому, что придумал свой способ красить керамику.
Даже экскурсовод вам не расскажет какую глубокую мысль Зураб Константинович вложил в теннисную ракетку Лужкова и почему его Иисус вместо жеста благословения просто растопырил пальцы.
Это Ван Гог нарисовал одну картину с подсолнухами, а вот у Зураба Константиновича целая комната цветов.

Глубокой мысли, разговора о серьезных проблемах мы не увидим. Как любой правильный китч Церетели делает сразу призыв к эмоциям. А эмоции в основном положительные. То что я испытывала в его музее — это безудержный смех.

Вот например, Высоцкий, который стоит на библии. Однако, если присмотреться, то выясниться, что это не библия а гитара, просто она так слеплена так неуклюже, что похожа на книгу.

А вот Гюго схватился за голову. И чего тут только нет. Тут вам и Сталин с Рузвельтом, и Лужков в образе античного атлета. Путин и Поваротти. Шагал и … Как сказал один английский журналист, видал я идеологию без пропаганды, но вот пропоганду без идеалогии, это что-то новенькое. Да ничего нового, просто старый годами проверенный китч.

Однако, нужно признать, что талант у «неистового грузина» присутствует. Только вот направил он его совсем не в ту сторону.
