Из фресок, иллюстрирующих события книги Бытия, самой знаменитой является «Сотворение Адама».
Бог создал человека на шестой день творения. Библия повествует об этом следующим образом:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»
В главе второй более подробно рассказывается процесс творения человека. В частности, там есть такие слова:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.»
На фреске Микеланджело изображен момент, когда Бог касается Адама, чтобы тот стал живым. То есть наделяет его душой.
В образе Адама художник воплотил заимствованные из античности представления об идеально прекрасном человеке. Адам находится в идеальной форме, и соответственно совершенные формы тела обязательно должны соответствовать высоким душевным качествам.
Из под плаща Бога выглядывает женское лицо. И это первая загадка на этой фреске. Эта фигура давно интригует искусствоведов, они трактуют ее по-разному: как несотворенную Еву, как Софию (божественную мудрость) или Лилит.
Лилит — первая жена Адама?
Легенда о Лилит — одна из самых любопытных и базируется она на нестыковках Ветхого завета. В главе первой говорится, что бог создал мужчину и женщину на шестой день. Но в главе второй подробно описывается процесс сотворения Евы из ребра Адама.
Отсюда и возникла старая легенда о том, что женщина (Лилит), которую Элохим создал на шестой день была слишком самостоятельна и не устроила Адама. Именно поэтому пришлось создать новую, более покорную спутницу — Еву.
В средние веке образ Лилит иногда изображали в виде змия, того, что спровоцировал Еву в раю. Можно обратить внимание на явные женские признаки змееподобного существа на фреске Сикстинской капеллы или на других картинах посвященных изгнанию из рая. Однако есть и другая трактовка образа Лилит: Ева — мать, а Лилит — свободная женщина. В средние века — это было плохо. Однако в эпоху романтизма появился образ красивой женщины, предназначение которой отлично от рождения детей.
Сотворение Евы.
Интересным также является тот факт, что Бог создающий землю и бог создающий Еву, а затем изгоняющий Адама и Еву из рая — это разные боги. Во всяком случае в трактовке Микеланджело. Если бог на первых четырех фресках седой, то на этой фреске он рыжий. И видно, что черты лица здесь совсем другие.
Кстати подобная версия — о том, что бог создавший мир и тот, кто занимался созданием человека — разные, появилась давно. В Торе, откуда собственно и пришел в христианство Ветхий завет, Бог, создающий землю — зовется Элохим, а бог создающий Еву — Яхве. Чаще всего это объясняют тем, что есть у бога два имени. Однако мистикам эпохи возрождения это объяснение не казалось логичным.
Появилось даже учение согласно которому бог, создающий Еву — Демиург, является падшим ангелом и именно он заточил бессмертную душу человека в физическое тело.
В библии создание Евы описывается следующим образом:
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек:вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.»
На фреске Микеланджело Адам спит. В это время Яхве повелительным жестом вызывает к жизни Еву, выходящую из ребра спящего Адама. Обнаженная фигура Евы с молитвенно сложенными руками занимает центр композиции.
В этой фреске Яхве приобретает человеческие черты и напоминает доктора, чем существенно отличается от мистического Элохима творящего землю из космоса.
После создания человека Создатель поместил его в райский сад «Эдем». От изображения «Эдема» Микеланджело воздерживается.
Но мы можем обратится к творчеству Яна Брейгеля Старшего. Именно его «Эдем» наиболее запоминающийся в истории живописи.