Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая.
В фреске потолка Сикстинской капеллы «Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая» Микеланджело изображает сразу два библейских эпизода.

Грехопадение в библии описывается так:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.»

Змей, согласно традиции, изображается с женскими чертами. (Возможно это связано с легендой о Лилит).
Этот антифеминистический сюжет долгое время служил оправданием женского неравенства и даже семейного насилия. Ведь именно женщина в этом эпизоде показана недальновидной и совершающей явно богопротивное деяние.
К тому же наказание женщины говорит само за себя
умножая умножу скорбь твою в беременности твоей;
в болезни будешь рождать детей;
и к мужу твоему влечение твое,
и он будет господствовать над тобою.
Наказание Адама не менее тяжелое:
В поте лица твоего будешь есть хлеб,
доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься.
Изображение данного сюжета у Микеланджело достаточно традиционно. Аналогичные картины можно увидеть в Лувре (Николя Пуссен), в Галерее Академии в Венеции (Тинторетто) и многих других музеях.
Интерес во фреске Микеланджело представляет разве что сильно постаревшие лица Адама и Евы, покидающие рай. (Они существенно отличаются от лиц Адама и Евы в Раю).
Однако можно поразмышлять о исторических истоках этой легенды.
Если принять за аксиому, что представление человека о рае или потерянном «золотом веке» связано с первобытно-общинным строем, охотой и собирательством, то получается, что автор этого текста возлагает ответственность за переход к земледелию на женщину.
Что в принципе логично, ведь если охота была уделом мужчин, а собирательством занимались женщины, то и идея культивировать растения должна была прийти именно женщине. Логично предположить, что те кто занимались собиранием колосьев и придумали как их выращивать. Кстати многие антропологи также приходят к такому выводу.

Ну а последствия перехода к земледелию очевидны: мужчины стали больше работать, а женщины стали больше рожать. Переход к оседлому образу жизни привел к возникновению частной собственности. В результате женщина постепенно превращается в собственность мужчины. Так что, эта на первый взгляд антифеминистская легенда, может иметь как раз прямо противоположный смысл.
Следующий библейский сюжет, связанный с первым братоубийством (Каин и Авель) Микеланджело опускает и сразу переходит к «Всемирному потопу».
Комментарии: