При нашем очередном посещении Лондона мы посетили галерею Тейт. Там проходила выставка самого загадочного английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Уильям Блейк — последний английский религиозный художник. Он жил на рубеже XVIII и XIX веков. Блейк вырос в семье диссентеров, это обобщенное название всех христиан не принадлежащих англиканской церкви. Семья его была очень религиозна. И Блейк часто в своем творчестве обращался к библейским сюжетам, однако трактовал их в своем неповторимом стиле.
В противовес эпохи просвещения и культа классического искусства Блейк в своих работах возвращается к средневековому символизму. Это можно видеть на примере его создателя, изображение которого более напоминает средневековые миниатюры, нежели фрески Микеланджело.
ИСТОРИЯ КАИНА
Одной из замечательных картин Блейка является «Адам и Ева обнаруживают тело Авеля». На этой картине запечатлен сюжет , связанный с первым в истории человечества убийством. Каин убивает своего брата Авеля. На картине Уильяма Блейка Каин убегает в ужасе от содеянного, а над телом Авеля склонились родители — Адам и Ева.
Блейк делает акцент на ужасе самого поступка, а также на горе родителей, которые в одночасье лишились обеих сыновей.
Конфликт между братьями в Библии описывается так:
«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь (Бог) Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Как видно из описания, Каин был земледелец, а Авель пастух. Так что здесь изображена вечная история борьбы между вегитарианцами и мясоедами. Или точнее вечный конфликт между кочевыми племенами скотоводов с оседлыми земледельцами. А поскольку древние еврейские племена были пастухами, то конечно же нехорошим человеком здесь представлен именно фермер.
И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.»
В Библии бог проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания, однако при этом запрещает его убивать. Предполагается, что ему дано время для покаяния.
Каин для западноевропейской морали является символом неприкаянного человеческого духа, который не может смириться со своим ничтожеством. Каин также является жертвой своей зависти.
Например, на картине Тинторетто из Галереи Академии художник изображает само убийство, а на заднем плане Каина с посохом путника.
Дальнейшая история Каина редко изображается в искусстве. Однако на фресках собора Монреале на Сицилии можно увидеть продолжение этой истории.
Потомок Каина Ламех охотился со своим сыном Тубал-Каином. Кстати, Тубал-Каин был первым кузнецом. Юноша ошибочно принял сидевшего в кустах Каина за оленя и направил руку отца, который уже ослеп, на него. Ламех выстрелил и убил Каина. Однако, когда Ламех понял свою ошибку, он убил сына. Все это как бы подчеркивает, что порочность праотца передалась его потомству, и конечно же бог должен был предпринять меры и тогда он устроил потоп.