Шедевры национальной галереи Лондона. История Фамарь. Нахождение Моисея.

Прежде чем перейти к истории Моисея стоит упомянуть ещё одного сына Иакова — Иуду. Интерес представляет его женитьба на своей невестке Фамарь.

Иуда и Фамарь в книге Бытия

Как уже говорилось у Иакова было двенадцать сыновей. Именно они стали родоначальниками двенадцати колен израилевых. Иуда был его четвертый сын от первой жены Леи. У Иуды в свою очередь родилось три сына: Ир, Онан и Шела. У Ира была жена, которую завали Фамарь (в некоторых транскрипциях её называют Тамар). Когда Ир умер Фамарь, по иудейскому обычаю, должна была стать женой следующего сына Иуды — Онана. Однако он этого не хотел:

Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему.  Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

Именно от имени этого сына Иуды и пошло название такому явлению как «онанизм». Когда Онан умер, Фамарь должна была стать женой его младшего брата Шела. Но он тогда ещё был маленьким и Иуда отправил вдову жить к отцу. Однако он и не собирался выдавать замуж Фамарь за своего сына. Иуда считал, что из-за невестки умерли его старшие сыновья.

И вот однажды:

Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин. И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. (И не узнал ее.) Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада (моего). Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него. И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.

На картине голландского художника Арента де Голдера отражен момент, когда Иуда собирается «познать» неизвестную ему девушку. При этом видно, что девушка торгуется и просит некие материальные ценности за свои услуги.

Закончилась история в принципе благополучно. Несмотря на то, что Иуда хотел казнить Фамарь, после того как выяснилось, что вдова забеременела.

Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.

Спустя время Фамарь родила близнецов а Иуда на ней женился. Собственно эта женщина является предком царя Давида и его потомка Иисуса Христа.

Арент де Гелдер

Картину выставленную в Национальной Галереи Лондона написал голландский художник Арент де Голдер. Он жил в период с 1645 по 1727 год и был одним из последних учеников великого Рембрандта. Это очень видно как по манере письма, так и по выбору сюжетов для своих полотен. Кроме картин на библейскую тему художник писал хорошие портреты.

Портрет Эрнеста Беверена. Рейксмузеум. Амстердам.

Нахождение Моисея.

Моисей — легендарный иудейский и христианский пророк. И с ним связано множество сюжетов. Практически чудеса стали происходить с ним с самого детства. Об этом рассказывает замечательная картина Николя Пуссена.

«Нахождение Моисея» Николя Пуссен

Пророк жил предположительно в XIV — XIII веке до н.э. и видимо родился при великом фараоне Рамзесе Втором. Времена гиксосов давно закончились, Египет восстановил свое величие и еврейское племя оказалось в положении рабов.

Чтобы число евреев не росло фараон приказал повивальным бабкам умерщвлять мальчиков мужского пола. Но однажды в одной еврейской семье родился мальчик.

Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет (в корзинке); и сжалилась над ним (дочь фараонова) и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

История про чудесное нахождение младенца на реке в корзинке из тростника достаточно популярна в мифологии. Одной из самый известных таких легенд является чудесное спасение Ромула и Рема.

Себастьяно Риччи. «Детство Ромула и Рема». Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Хотя конечно история чудесного спасения Моисея скорее всего является подражанием легенды о детстве вавилонского царя Саргона жившего около 2600 года до н.э.

Подобные истории подчеркивают необычность судьбы данного персонажа, его особое предназначение. Легенда подтверждает, что ещё в детстве было предопределено, что родился великий человек. При  рождении он был обречен на неминуемую смерть, но провидение его спасает. Таким образом он побеждает смерть ещё будучи младенцем.

А спасение героя из реки носит еще более яркий символизм. Ведь жизнь древнего человека часто проходила вокруг реки и именно от рек зависела его жизнь. В Древней мифологии река является символом перехода между миром мертвых и живых. Поэтому здесь напрашивается мысль о том, что ребенок с рождения находился между жизнью и смертью.

Чтобы проследить дальнейшую судьбу Моисея нужно вновь вернуться в Сикстинскую капеллу

Один ответ на “Шедевры национальной галереи Лондона. История Фамарь. Нахождение Моисея.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.