Мы продолжаем исследовать жизнь пророка Моисея, теперь уже в Галерее Тейт в Лондоне. Здесь находится прекрасная коллекция картин великого англичанина — Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера. Он тоже рисовал на религиозные темы.
Моисей снова в Египте.
После того как Моисей пришел в Египет, он начал компанию по выводу евреев в землю обетованную. Ей он считал родину предков — Ханаан. Фараон долго не соглашался отпустить евреев и поэтому Моисей совершает различные чудеса, например превращает свой жезл в змею.
Но все это не действует на фараона. Тогда Моисей, передает ему слова своего бога, о том, что Египет ждут различные катаклизмы, которые принято называть «казни египетские».
Казни Египетские
После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.
Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.
Тогда Моисей «простер руку на воды Египетские» и вода в Ниле превратилась в кровь. Это была первая казнь. Всего казней было десять. После красной воды в Ниле было нашествие жаб, полчища мошек и пёсьих мух. Затем у египтян вымер скот, тела людей покрылись язвами и нарывами, началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град. Восьмая казнь состояла в нашествии саранчи. Девятая в наступлении густой тьмы. После каждого катаклизма Моисей приходил к фараону и просил отпустить евреев, но фараон был непреклонен.
Тогда господь наслал на Египет десятую казнь, которая заключалась в том, что в Египте погибли все первенцы.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.— Исх.12:29
После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.
Именно в честь этого чудесного спасение еврейский первенцев ежегодно празднуется пасха.
Уильям Тернер и его «Десятая казнь»
Уильям Тёрнер родился 1775 году в семье лондонского цирюльника. Мальчик с детства любил рисовать и отец выставлял его работы в своей парикмахерской. Некоторые работы покупались, так что Уильям ещё в детстве начал зарабатывать рисованием. В 14 лет он поступил в королевскую академию и его учителем был великий Рейнольдс.
Манера художники навеянная французским романтизмом пользовалась популярностью. В Галереи Тейт выставлено множество его работ, где видно как он экспериментировал с цветом и как его манера становилась все менее реалистичной.
Тернер был мастером многогранным и основательным. Чтобы научиться точнее передавать на холсте движение воды и воздуха, он серьезно изучает естественные науки. Тёрнера часто называют предтечей импрессионистов, ведь его задачей было передать впечатление от живой природы нежели следовать фотографической точности.
В картине «Девятая казнь» мы видим еще молодого Тернера. Однако фигуры людей здесь показаны схематично и основное внимание уделяется именно пейзажу. Атмосфера картины мрачная, мы видим огромные тучи ведь «тьма легла не землю египетскую». Молния освещает город, где изображены люди, которые в отчаянии вскидывают руки вверх.
На переднем плане мы видим двух женщин скорбящих над своими детьми.
Историческая основа «Казней Египетских»
Ученые и исследователи библии не раз пытались найти историческое подтверждение казней Египетских. Наиболее правдоподобной выглядет версия, что данные катаклизмы являются следствием извержения вулкана Санторини. Тем более, что именно это время совпадает с изгнанием из Египта гиксосов фараоном Яхмосом первым. Именно этот фараон захватил столицу гиксосов Аварис и лишил пришельцев власти.
Последствиями извержения вулкана можно объяснить и огненный столб на который впоследствии ориентируется Моисей в своем пути.
Однако, большинство библиестов склоняются к тому, что исход евреев из Египта происходил при фараоне Рамзесе Втором, при том, что никаких подтверждений этому не нашлось. Однако именно после 1200 годов в Ханаане появляются еврейские поселения, правда совсем не в тех местах, что описываются в Ветхом завете.
Впрочем вполне возможно, что рассказ об исходе это обобщение опыта нескольких поколений, которые в разное время мигрировали а Египет и обратно.
Исход в популярной культуре
Моисей и Исход являются одной из самых популярных тем из Ветхого завета, которая перекочевала и в современную популярную культуру. Например, одной из самых популярных музыкальных композиций на эту тему является Go Moses. Эта песня датируется 1862 годом и была неофициальным гимном чернокожих рабов. Первым исполнителем современной версии был американский певец Поль Робсон. А самая известная версия записана в 1958 году Луи Армстронгом.
Современным исполнителям также не чужда данная тема. Например группа Металлика в 1984 году издает песню Greeping death, также вдохновившись библейской историей про казни египетские.
Дальнейшая история Евреев связана с их путешествием по пустыне. Однако сначала им пришлось пройти через море. Об этом ещё одна фреска в Сикстинской капелле.