Первые здания Петербурга и их архитектор — Доменико Трезини.

Первые здания Санкт-Петербурга, построенные ещё при основателе города, принято относить к стилю, который назвали «петровское барокко». Здания «петровского барокко» демонстрирует в большей степени функциональность и аскетизм нежели роскошь и украшательство. А создателем этого стиля является швейцарский архитектор Доминико Трезини.

Кто такой Доминико Трезини, и как он оказался в России.

Петр, при всех его недостатках, был настоящим трудоголиком и это определило первоначальный облик Петербурга. Девизом времени Петра было — отказаться от личных нужд ради создания великого государства. Путешествуя по Голландии и прочим северным странам, Петр полюбил протестантскую эстетику, которой присущ некоторый стоицизм и аскетизм. Поэтому петровское барокко, в отличие от елизаветинского, лишено показной роскоши и излишней декоративности.

Петербург был построен рядом со старой шведской крепостью Ниеншанц, на местах, где ранее никакого поселения не существовало. Про предысторию Петербурга можно читать здесь: https://yourwo.com/2018/07/%. Когда Петр решил строить столицу на только что отвоеванных землях, ему понадобились европейские архитекторы. Ведь он называл новый город «окном в Европу». По этой причине в Россию приглашали много иностранцев. Тем не менее облик города во многом определил швейцарец Доменико Трезини. Именно он задал стиль городским постройкам на несколько десятилетий вперед.

Макет Петербурга на начало строительства.

Домик Петра. Петроградская сторона.

Доменико Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. Учился он в Венеции. После окончания учебы архитектор в поисках заработка отправился в Данию. Здесь то его и заприметил русский посол Андрей Измайлов и в 1703 году заключил с ним договор. Поскольку жалование выглядело совершенно сказочным, Трезини сразу же отправился в строящийся на берегах Невы Санкт-Петербург.

Самой главной работой Трезини в его жизни стала Петропавловская крепость и собор. Тогда в 1706 году Петр I решил перестроить земляную крепость на острове Заячий в каменную. Для этого был создан целый департамент и Доменико Трезини был назначен главным помощником начальника канцелярии.

Строительство Петропавловского собора началось в 1716 году. Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация».

Шпиль Петропавловского собора на фоне неспокойной Невы и плоской крепости является одним из ярчайших символов Петербурга. Подобные шпили были характерны для Северной готики. Однако столь вытянутая в небо колокольня на барочном соборе стала определенным новаторством Трезини. Высокая колокольня была построен специально для часов, которые царь заказал у европейских мастеров и желал видеть на главном соборе новой столицы. Также её планировали использовать в качестве смотровой площадки, ведь тогда всё ещё шла война. Таким образом вид у собора получился поистине уникальным. В этом образе есть все: красота, простота, аскетизм и стоицизм. Шпиль, стремящийся в высоту, как бы почти оторвался от своего крепкого и плоского основания. К тому же на фоне моросящих дождей, в дымке Петербургского тумана или в сумраке белых ночей он выглядит особенно символично.

Подробнее про Петропавловскую крепость читать здесь:

Соборы в стиле Трезини начали строиться по всей России, заменяя собой старый русско-византийский стиль. Особенно интересно наблюдать как подобный стиль распространялся в Петербурге. В качестве образца предлагаю обратить внимание на Церковь Симеона и Анны на углу улицы Белинского и Моховой.

Церковь Симеона и Анны.

Строительство 1728-1732 гг.

Архитектор — Михаил Земцов.

Расположен на углу улиц Моховой и Белинского

https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/petrop-sobor

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. После строительства Петропавловки Трезини становится главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I. Резиденция соответствовала вкусам Петра и выглядит довольно-таки скромной: в ней всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшают аллегорические барельефы на тему событий Северной войны. В этом здании все подчинено функциональности, здесь было удобно жить и работать. Особенно впечатляет с панорамными окнами, выходящими в Летний сад.

Во дворце проводят экскурсии. Подробнее можно почитать здесь:

Александро-Невская Лавра

Другим не менее значимым проектом Доменико Трезини стало строительство Александро-Невского монастыря. Обитель строилась с 1715 года до 1723 год. Трезини проектировал комплекс монастыря. Однако полностью по его проекту построили только Благовещенскую церковь.

Монастырь появился в этом месте по решению Петра Первого. С целью придать новой столице сакральное значение, царь перенес мощи Святого Александра Невского в Петербург. Для справки: Александр Невский — новгородский князь, прославившегося военными сражениями со шведами и немцами.

Невская битва, которая самом деле это была обычной средневековой стычкой, коих между шведами и новгородцами проходило немало в те времена, произошла в устье реки Усть-Ижоры, в том месте, где она впадает в Неву. Но Усть-Ижора находилась слишком далеко от центра новой столицы, поэтому было заявлено, что Невская битва проходила на месте слияния реки Невы и Черной речки. Кстати в Петербурге несколько речушек с таким названием. Поэтому именно здесь и начали строить монастырь посвященный Александру Невскому. Позже сюда перенесли мощи святого из Владимира, они и сейчас находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Троицкий собор Александро-Невской Лавры

Архитектор — Старов И.Е.

Строительство с 1776 — 1790 гг.

Лично я много лет никак не могу определиться с отношением к Александро-Невской Лавре. В моем детстве это место наводило на меня тоску. Ну какое ещё чувство может вызвать сочетание психиатрической больницы, семинарии, коммунистического кладбища и каких-то странных закрытый учреждений в сочетании с работающей церковью. Сегодня, после того как Лавру полностью отдали церкви и монахи привели в порядок сады и храмы, комплекс все равно остался полон противоречий. По-прежнему здесь можно увидеть погребения монахов, писателей и героев революции. Какое-то сочетание несочетаемого. Несмотря на то, что находящийся здесь монастырь — православный, находится он барочных интерьерах, типичных для католических церквей, к тому же увенчанных масонскими символами.

Однако данные противоречия скорее придают комплексу некое очарование и напоминают нам, что Санкт-Петербург был задуман как космополитический город и наднациональный центр большой империи. К тому же приятно отдохнуть в тишине парка от шума большого города и отобедать в трапезной монастыря или полакомиться местными варениками.

Дом Двенадцати Коллегий

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини — дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722–1742 годах. Тогда здесь располагались высшие органы государственного управления. Затем, после расформирования коллегий, здание передали Главному педагогическому институту. В наши дни здесь находится Санкт-Петербургский государственный университет.

Кроме того, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в виде строгих геометрических линий. Архитектор умер в 1734 году в Петербурге, и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора на Васильевском острове. В память о Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, где находится памятник первому главному архитектору города перед им же построенным зданием.

Другие здания петровского барокко в Санкт-Петербурге:

Кикины Палаты

Пантелеимоновская церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.