Наверное следующая эпоха большого строительства в нашем городе после Петра Великого приходится на время правления его дочери — Елизаветы. И мы видим как поменялся архитектурный стиль. Вместо стоицизма пришло сибаритство. Елизаветинского барокко — это пышный, роскошный и максимально декорированный стиль. И создателем его является Бартоломео Растрелли.
Бартоломео Растрелли биография.
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли родился в семье итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Карло работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию. Он остался в Петербурге и участвовал во многих строительных проектах. Его сын Бартоломео начинал работать под руководством своего отца, когда тот привлекался к достройке дворцов Меньшикова. Во второй половине 1720-х гг. Бартоломео несколько раз выезжал на обучение в Европу, а затем вернулся в Россию, где начал работать в качестве архитектора.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны, в середине XVIII века в большинстве стран Западной Европы господствовал французский стиль рококо. В России из-за того, что пришлось догонять все стили сразу, произошло смешение русского традиционного искусства и европейского барокко, в результате получился стиль, который получил название «Елизаветинское барокко». А фактическим создателем этого стиля становится Растрелли. В его манере соединились классическое итальянское барокко, элементы классицизма, орнаменты рококо и традиции древнерусского зодчества, с его узорными орнаментами. Глядя на здания созданные архитектором, мы испытываем невероятную радость. Потому что, они такие яркие, нарядные и при этом очень стильные. При этом яркие цвета и обилие орнаментов создают особое настроение, при котором ты забываешь о неприветливом климате и о изменчивой питерской погоде. Эти здания отвлекают от серой обыденной окружающей жизни и создают ощущение праздника.
С европейской точки зрения стиль растреллиевской архитектуры может показаться грубым, даже варварским. Не случайно такую архитектуру скептики-итальянцы иногда называют «разукрашенной избой», фасад Царскосельского дворца «русской гармошкой», а самого архитектора «боргоньоне» (деревенщиной).
Впрочем, пока специалисты спорят о стиле, толпы туристов каждый год приезжают в Петербург насладиться красотой зданий архитектора. В этой статье я предлагаю совершить прогулки по зданиям, построенным в Петербурге Растрелли, в их исторической последовательности.
Большой дворец в Петергофе
Первым зданием архитектора стала достройка Большого дворца в Петергофе. Растрелли занимался им с 1747 по 1752 год. Это здание архитектор заканчивал, основное строительство велось в 1715-1725 гг. архитекторами И.Ф. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном и Н. Микетти. Поэтому стиль дворца не столь пышный, здесь ещё угадываются черты Петровского барокко.
Подробнее про Петергоф здесь
Смольный монастырь
Сооружением, где стиль Растрелли проявился в полное мере можно считать комплекс Смольного монастыря. Строительство собора было поручено Бартоломео в 1748 году. Однако из-за войн и нехватки средств строительство было остановлено и достраивали монастырский комплекс уже другие люди. Поэтому многие замыслы архитектора, например высокая барочная колокольня, так и не были осуществлены. Подробнее здесь:
Воронцовский дворец
Растрелли становится модным архитектором и знатные вельможи заказывают ему строительство своих резиденций. Одним из таких заказчиков стал граф Воронцов. Дворец строился в период с 1749 по 1758 гг. Однако к окончанию строительство Воронцов разорился и здание пришлось продать. При Павле Первом здесь располагался пажеский корпус и мальтийский орден, именно тогда здесь во дворе появилась мальтийская капелла.
А в Советское время здесь находилось Суворовское училище.
Строгановский дворец
Другим заказчиком модного архитектора Растрелли стал граф Строганов. Он в 1753 году заказал строительство дворца на пересечении Невского проспекта и реки Мойки. Как писал сам зодчий, фасады дворца «украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере». Строгановский дворец единственный, где сохранились оригинальные растрелиевские интерьеры, а именно большой зал.
Екатерининский дворец в Царском Селе
Пика своего стиля на мой взгял архитектор проявил при строительстве Екатерининского дворца в Царском селе. Работы шли в период с 1752 по 1757 гг. Дворец известен не только внешним видом, но и внутренними интерьерами. Самое впечатляющее в большом Екатерининском дворце это золотая анфилада. Она проходит через всё здание — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
Также всем нравится большой зал, в котором Елизавета устраивала свои костюмированные балы. Убранство его является подражанием французскому стилю, подобные помещения имеются в Лувре и Версале. Однако в Екатерининском дворце обилие зеркал и окон создает ощущение расширения пространства.
Зимний дворец
Последним творением архитектора и венцом его творчества стала постройка Зимнего дворца. Сейчас дворец входит в комплекс Эрмитажа и является главной достопримечательностью Санкт-Петербурга.
Строительство шло с 1754 по 1762 год. Предполагалось, что здание будет самым высоким в Санкт-Петербурге. Общая площадь дворца составляла порядка 60 тыс. м². После того как Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 года, работу архитектора принимал Пётр III. Однако вскоре Петра свергла с престола Екатерина, а ей по душе был классицизм. Она отстранила от работ Растрелли и поручила доделку фасадов другим архитекторам. Отделка фасадов была почти закончена, однако интерьерами занимались другие зодчие. Поэтому, можно заметить, что здание Эрмитажа при всем обилии орнаментов выглядит более строгим нежели другие дворцы Растрелли.
После смерти Елизаветы Петровны стиль Растрелли, как и он сам вышли из моды. Любимым архитектором Екатерины II стал Антонио Ринальди и его классический стиль.
В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Последние известия от великого архитектора пришли из Курляндии (современная Латвия), где он начал достраивать Митавский и Рундальские дворцы для вернувшегося из ссылки Бирона. Когда умер архитектор и где похоронен не известно. Однако имя его увековечено в открыточных видах Санкт-Петербурга.