Смольной монастырь, исторически известный как «штаб революции», имеет богатую и увлекательную историю. Для нас Смольный — напоминание о бурных временах революции. Это величественное здание, которое в прошлом служило институтом благородных девиц, до сих пор является штабом администрации Санкт-Петербурга. В сам Смольный попасть простому путешественнику вряд ли удастся. Однако мы можем совершить небольшое путешествие во времени, посетив Смольный монастырь — тот комплекс зданий с которого все начиналось.
История возникновения Смольного монастыря.
История Смольного уходит корнями к временам Елизаветы Петровны. Ещё в далеком 1748 году императрица решила учредить женский монастырь. Тогда она поручила своему придворному архитектору Бартоломео Растрелли разработать проект обители. Однако из-за военных событий строительство было временно приостановлено.
Название «Смольный» происходит от Смольного двора, построенного в 1725 году Петром I, рядом с деревней Смольной. Кроме того здесь находился дегтярный завод.
Монастырь уже достраивали без участия маэстро Растрелли, и первоначальные планы были немного изменены. Хотя, великолепный стиль барокко Растрелли здесь узнается. Строителям пришлось отказаться от грандиозной 140-метровой колокольни, которая была в первоначальном проекте. Однако идея строительства колокольни живет и до сих пор. Даже современные строители все еще мечтают нажиться на её создании.
В комплекс Смольного монастыря входило несколько церквей, главная из которых Смольный Собор Воскресения Христова была достроена Василием Стасовым только в 1835 году.
Воспитательное общество благородных девиц.
Когда Екатерина Вторая взошла на престол, строительство Смольного монастыря было почти завершено. Но желая стать просветительницей для России императрица сменила его предназначение. Екатерина пожелала превратить святую обитель в первое женское учебное заведение в России.
Поэтому 28 июня 1764 года родилось Воспитательное общество благородных девиц, которое стало символом прогресса и просвещения. Здесь, среди умиротворяющих стен монастыря, планировалось обучать 200 талантливых девушек из потомственных дворянских семей. Идея заведения — воспитывать молодые умы по образцу европейских школ.
Однако, в отличие от европейских, русские монашки оказались не способны заняться педагогической деятельностью. Поэтому Екатерина поручила организацию женской школы своему единомышленнику Ивану Ивановичу Бецкому.
Иван Иванович Бецкой (1704–1795) — русский общественный деятель, президент Императорской Академии художеств (1763–1794), действительный тайный советник Екатерины Второй
Портрет Ивана Ивановича Бецкого в халате (копия)
Александр Рослин (копия). Государственный Эрмитаж
Был внебрачным сыном Ивана Юрьевича Трубецкого. Родился, когда тот находился в шведском плену от неизвестной шведки. Поэтому фамилия Бецкой, это сокращенная версия от Трубецкой.
Согласно уставу учебного заведения, девочки поступали совсем маленькими, не старше шести лет, и находились в пансионе двенадцать лет. Императрица надеялась, что таким образом можно создать «новую породу людей» — образованных и благородных.
Девочки получали разностороннее образование, от арифметики и грамоты до изучения иностранных языков, географии, истории и религиозных наук. Помимо этого, они учились этикету, рисованию, музыке и кулинарному искусству. Успешные выпускницы становились фрейлинами или гувернантками, а также преподавательницами.
Важным событием был первый выпуск, который непосредственно курировала сама императрица. Многие из учениц успешно вступали в свет образованных женщин. Образы современных просвещенных женщин запечатлел известный художник Левицкий в цикле портретов, названных «смолянками».
Портрет Глафиры Алымовой кисти Дмитрия Левицкого.
Государственный Русский музей
Глафира Алымова — избранница Бецкого
В Смольном монастыре зарождалась странная история любви! Дело в том, что у попечителя института Ивана Бецкого была своя любимая ученица — Глафира Алымова. Девушка росла и превращалась в молодую женщину, а отцовские чувства Бецкого в настоящую страсть.
Глафира, когда Бецкой предложил ей на выбор — роль дочери или жены, выбрала роль дочери, при этом Бецкой обещал считать ее мужа своим сыном. Однако на деле своё обещание сдержать не смог. Когда к Глафире посватался Алексей Ржевский, Бецкой не мог скрыть своего негодования. При этом разлучить влюбленных он не смог. Их брак состоялся благодаря покровительству императрицы. Однако Иван Иванович заставил молодых выполнить обещание — жить в его доме, где он всячески пытался расстроить их брак. В итоге, молодые решили оставить Бецкого.
История этой необычной любви, до сих пор известна нам лишь по мемуарам Глафиры Ивановны. Ее дневники могут быть искажены временем и личным восприятием. Однако они дают нам представления о взглядах героев той эпохи на эти события и чувства.
Это всего лишь одна история смолянки. В то же время Смольный монастырь, оживленный этой потрясающей историей, приглашает вас ощутить дух времени и загадочные переживания эпохи. Здесь, где когда-то существовали необычные связи и страстные чувства, вы сможете проникнуть в уникальный мир Смольного монастыря и открыть для себя удивительные страницы его истории.
В настоящее время в зданиях Смольного монастыря расположен Санкт-Петербургский университет, а в Смольный собор передан церкви и здесь проходят богослужения.
Подробнее про историю Алымовой и Бецкого здесь: https://arzamas.academy/materials/963