Псков всегда был религиозным городом и несмотря на войны и революции в городе сохранилось много древних храмов. Церквей было так много, что сформировался особый архитектурный стиль. Храмы псковской архитектурной школы внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. В эти списки включены 10 церквей города XII — начала XVII веков постройки. Среди архитектурных особенностей псковского стиля можно выделить: кубические объёмы, купола, подъезды и колокольни. При этом в плане планировки храмы достаточно простые и практически лишены украшений. При этом характерной особенностью сооружений является то, что храмы гармонично сочетаются с окружающим их природным ландшафтом посредством садов, заборов и стен. По сравнению с храмами владимиро-суздальского зодчества церкви Псковской школы более приземистые и кажутся грубоватыми. Во многом они похожи на новгородские храмы той же эпохи.
Под влиянием византийских и новгородских традиций псковская школа зодчества достигла пика своего развития в XV—XVI веках и стала одной из самых влиятельных в стране. Этот архитектурный стиль оказывал значительное влияние на формирование зодчества в России на протяжении пяти столетий. На нашем маршруте мы посетим несколько старинных псковских Храмов.
Церковь Михаила Архангела с Городца.
Начнем мы с храма Михаила Архангела. Церковь построили в 1339 году. Несмотря на многочисленные перестройки, она сохранила древние стены. При постройке церковь находилась на территории Городецкого конца, одного из четырех городских районов, защищенных крепостными стенами. Отсюда и приставка к названию.
Несмотря на то, что во Пскове и после революции оставалось много верующих, церковь тем не менее закрыли в 1936 году. После войны церковь отреставрировали и уже в 1960 году храм взяли под охрану государства, как памятник республиканского значения. Богослужения начались после возвращения храма церкви в 1995 г.
Храм Николы со Усохи
Эта церковь находится на улице Советской д. 19. Построили храм в конце XIV века. Название его «со Усохи» происходит от места, где его построили. Так Усохой в те времена называли место, где ранее находилось болото, но затем она высохло.
Конец в средневековом русском городе – малая административная единица. Сейчас мы называем это районом. Тогда концы имели свою систему местного самоуправления – кончанское вече. Собиралось оно возле этого храма. Ведь православная церковь в России вплоть до революции выполняла функции Загсов, то есть занималось делопроизводством. Кроме того здесь хранились его ценности и оружие.
Храм Николая со Усохи был вторым по величине зданием Пскова после Троицкого собора. Однако из-за пожаров церковь разрушилась. После войны проводилась масштабная реставрация храма, направленная на восстановление его исторического облика. Сейчас храм открыт для посещения.
С церковью связана легенда: Иван Грозный, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу Никольского храма, от звона которого испугался под ним конь. По легенде, во время экзекуции, из ушей колокола – креплений на которых он висит на звоннице — потекла кровь.
Далее пройдём по парку в направлении Октябрьской площади и выйдем к следующему храму
Храм Василия на Горке
Храм Василия на Горке находился в так называемом Среднем городе. Первый, деревянный, храм на месте нынешнего был построен ещё в XIV веке. В те времена здесь находился холм посреди болотистой местности, перед ручьём Зрачкой, который ныне протекает по трубе под улицей Пушкина. В 1375 году напротив церкви возвели звонницу, где находился так называемый сполошный колокол, поднимавший весь город в случае тревоги. Позже в 1413 году на месте деревянной церкви возвели каменный храм. Первоначально храм, как было принято и по сведениям псковских летописей был расписан.
Конец XV века и XVI век — время расцвета Псковского церковного зодчества. Именно тогда к храму пристроили приделы и галерея. В это самое время в начале XVI века здесь была написана Тихвинская икона Божией Матери.
С конца XVII века после присоединения Пскова к Москве начались времена упадка. И уже к началу 30-х годов XIX века церковь сильно обветшала. А в 1921 году её и вовсе закрыли и превратили в склад.
В 2003 году храм передали Русской православной церкви. Церковь отреставрировали к празднованию 1100-летия упоминания Пскова в летописи. 3 декабря 2003 года состоялось первое богослужение.
Церковь Георгия со Взвоза.
Церковь Георгия со Взвоза стоит у переправы через реку Великую, в том месте, где от реки к берегу идёт подъем (взвоз). По адресу Георгиевская улица дом 1. Каменный храм здесь построили в конце XIV века. Тогда эта территория называлась окольный город а храм находился внутри окольного города, под защитой новой крепостной стены у ворот.
Церковь Георгия Победоносца со Взвоза представляет собой трехапсидный одноглавый храм с притвором и папертью с двухпролетной звонницей. Посвящен храм святому Георгию Победоносцу, который является покровителем русской армии. Георгий Победоносец — один из главных святых Пскова. Жил он в Римской империи во времена императора Диоклетиана. В те времена он как и многие ранние святые подвергся мученической смерти за отказ приносить жертвы языческим богам. По легенде, уже после смерти он явился на коне и поразил змея, который нападал на мирных селят в районе Бейрута, с тех пор святого изображают на коне с копьем поражающим змея.
Храм во имя святого Георгия, построенный вблизи крепостной стены Окольного города, не раз оказывался в центре сражений. По преданиям, до сих пор в церкви и вокруг нее покоится прах доблестных защитников Пскова. Ведь в средневековом Пскове эта территория была очень уязвимой: почти все враги, шедшие на Русь, пытались атаковать город именно в этом месте.
Церковь Богоявления с Запсковья
Эта церковь находится на правом берегу реки Пскова и его постройка датируется XIV — XV веками.
Архитектурная композиция этого храма сложная, живописно-асимметричная. Храм одноглавый и имеет трёхапсидный четверик с притвором и галереями. Наверное самое интересное в сооружении это крупная четырёхпролётная звонница XVI века, которая примыкает в храму.
Считается, что французский архитектор Корбюзье в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Говорят, что он был очень впечатлен архитектурой древнего города, но более всего видом храма Богоявления с Запсковья. В воспоминаниях он признавался, что проектировать и строить в 1950-1953 году капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлялся образом Богоявленской церкви Пскова.
В настоящее время церковь действующая.
Церковь Косьмы и Домиана
Еще одна церковь, посвященная святым врачам бессребреникам и кузнецам Козьме и Дамиану, находится в районе Примостья, места у старого Троицкого моста через реку Пскову. Как водится первый храм, стоявший на месте сегодняшнего, был деревянным. Тем не менее в 1462 году когда деревянный храм сгорел, на его месте построили каменный. Затем в начале XVI века в церковном приделе взорвался порох и придел был полностью разрушен, пострадала и сама церковь. Интересно, что в те времена было принято хранить все боеприпасы каждого конца города в церквях, которые благодаря толщине своих каменных стен защищали их от пожаров.
Храм постепенно расширялся, так в конце XIX века при церкви открыли приют для бедных, а в начале XX века начала функционировать церковно-приходская школа. В 1939 году храм закрыли и устроили в его здании зернохранилище. В дальнейшем во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, после войны долгое время использовалась под светские учреждения. Церковная жизнь была восстановлена лишь в 2008 году.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Собор Рождества Иоанна Предте́чи — одна из самых древних церквей сохранившихся в Пскове. Находится храм на левом берегу реки Великой в районе, который называется Завеличье. Церковь была построена в XII веке и относилась в Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Согласно легенде обитель была заложена женой псковского князя Ярослава Владимировича — Ефросиньей Рогволодовной. Эта княгиня, в монашестве — Евпраксия, была якобы первой настоятельницей обители. Собор впервые упоминается в летописи под 1243 годом.
Когда в 1243 году Ефросинью убили в Ливонии, её похоронили в церкви Иоанна Предтечи. Так обитель стала усыпальницей. Собор в течение нескольких веков служил местом захоронения псковских княгинь. Здесь было похоронено 10 княгинь-монахинь, среди которых: Мария Дмитриевна (в монашестве Марфа) — жена князя Довмонта, Наталия — невестка Довмонта.
В XVI—XVII веках монастырь упоминался неоднократно. В основном в связи с донатами от монархов. Так, в 1510 году великий князь Василий III жаловал монастырю несудимую грамоту, которая впоследствии подтверждалась царями Фёдором Ивановичем, Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. В 1615 году монастырь атаковали войска шведского короля Густава-Адольфа, который пытался захватить Псков. Однако Псков тогда устоял.
В 1693 году во владении монастыря было 64 крестьянских дворов. Однако к 1743 году обитель пришла в упадок: в ней проживало всего пятеро сестёр.
После революции монастырь закрыли. Здания монастыря были переданы заводу «Пролетарий», а в самой церкви разместился клуб. В марте 1924 года с собора сняли колокола и отправили на переплавку.
После войны, во время которой храм существенно пострадал, была проведена реставрация. Однако полное восстановление церкви началось после передачи её в 1990 году Псковской епархии.
Храм выглядит грубоватым с кривыми линиями поверхности. К тому же здание имеет приземистые пропорции. Простота постройки и почти полное отсутствием декора фасадов делают храм очень средневековым. Собор представляет собой шестистолпный трехапсидный храм с тремя главами. В XVI веке к западной стороне пристроили притвор и двухпролетная звонница у южного фасада. В храме сохранились остатки фресок.
На этом месте мы заканчиваем наше знакомство с храмами Псковской архитектурной школы. Глядя на них мы видим как со временем менялся стиль. Однако вид старинных храмов поможем нам понять — как выглядел город в период своего расцвета.