В музее Пия Климента в Ватикане собрана большая коллекция античной скульптуры. Однако скульптурная группа Лаокоон отличается от всего остального.
Как развивалась скульптура у греков.
Нас с детства учили воспринимать мир классической Греции как абсолютно реальный. Однако, если присмотреться, то греческая скульптура куда ближе к Египту, чем к Бернини.
Мне большинство образцов греческой скульптуры напоминают современную рекламу. Сначала делают фотографию модели, затем на фото убирают недостатки и преувеличивают достоинства (удлиняют ноги, увеличивают глаза, и так далее). Никакого отношения к реальности эти фигуры не имеют.
Так сложилось, что греческую скульптуру мы знаем по римским мраморным копиям. Один из основных признаков отличия греческих произведений от римских — «идеальное», мягко говоря, не совсем правдивое изображение человека.
Греки лепили лицо и тело человека по заданным канонам, разработанным в соответствии с их представлениями о красоте, мужественности и власти. Аналогичный подход к искусству был у египтян. В принципе, для греков лицо не было самым важным, именно поэтому некоторые скульптуры прекрасно смотрятся без головы.
Греческое искусство менялось медленно, однако были и «реформаторы». Например в 460-450 годы до н.э. в Аттике работал скульптор Мирон из Елевфер. До нас дошли некоторые копии его «Дискобола». Тогда это была революция в изображении человека — он перестал стоять прямо. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.
После Мирона греки стали изображать фигуры в движении. Однако на лицах у них по-прежнему ни одной эмоции. Все, что хочет выразить скульптор, он выражает в пластике.
Самые выдающиеся скульптуры, демонстрирующие пластические решения находятся в Британском музее (работы Фидия с Афинского акрополя).
Другим новатором был афинский скульптор Пракситель, живший в IV веке до н.э. Этот скульптор впервые изобразил богиню обнаженной. Это было настолько необычным, что заказчики с острова Кос отказались взять скульптуру. Она поехала на Книд (Афродита Книдская)
Однако с тех пор греки постоянно возвращаются к фигуре обнаженной богини. Вот два примера: Венера Милосская из Лувра и Венера Таврическая из Эрмитажа:
Аполлон Бельведерский, один из шедевров Ватикана, — типичная греческая скульптура. Изображен мужчина — модель, точнее идеал мужской красоты. Бог, на лице которого не дрожит ни один мускул.
То, что это римская копия, не меняет дело. Римляне прекрасно умели лепить лица, а у греков до определенного времени портреты вообще были запрещены.
Лаокоон и сыновья.
И вдруг среди этого единообразия — «Лаокоон и сыновья». Это, конечно, поздняя скульптура относящаяся к эпохе эллинизма (эпоха после завоеваний Александра Македонского), однако и Аполлон Бельведерский и Венера Милосская — скульптуры того же времени.
Скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья» сама по себе необычна для греков. Во-первых, она групповая. Групповые изображения у греков можно видеть разве что на барельефах (в том же Британском музее), но никак не в скульптуре.
Во-вторых, здесь показаны очень сильные эмоции, причем изображены они с мастерской точностью.
Скульптура была создана скульптором Агесандром с Родоса, жившим в II—I вв. до н. э. Ему же приписывается авторство Венеры Милосской. Композиция находящаяся в музее Пия Климента в Ватикане считается копией с более раннего греческого оригинала.
На скульптуре изображен Лаокоон — троянский прорицатель. Он протестовал, против того, чтобы жители Трои пускали в город Троянского коня. Разгневанные боги, которые были на стороне греков, чтобы наказать пророка послали двух змей. Они и убили Лаокоона, и его сыновей.
На скульптуре изображен момент борьбы со змеями. Боль и печаль на лице Лаокоона — очевидно он уже понял, что это конец.
Печаль в сочетании с презрением на лице одного из сыновей. Он как бы вопрошает: «ну кто просил тебя лезть на рожон?».
В скульптуре необычно все: и позы, движения, и необходимость смотреть на нее с разных углов зрения. Плюс сильные эмоции. Это за шестнадцать веков до Бернини. Откуда это взялось?
Наличие подобной скульптуры позволяет усомниться — а все ли мы знаем о греках? Нет ли еще чего-то, что до нас попросту не дошло? А может это и не копия вовсе, а самостоятельное произведение римских мастеров?
Подробнее о скульптуре можно почитать здесь: http://az.lib.ru/l/lessing_g_e/text_1766_laokoon.shtml
Далее по Риму и Ватикану: Сикстинская капелла, Микеланджело
Уведомление: Собор Святого Петра в Риме и его надгробия. | YOURWO
Уведомление: Римский Пантеон - описание.
Уведомление: Питер Пауль Рубенс в Эрмитаже - YOURWO
Уведомление: Фаюмские портреты в Лувре - YOURWO
Уведомление: Греческий театр на Сицилии - YOURWO
Уведомление: Фигерас, театр Сальвадора Дали - описание, фотографии
Уведомление: Работы Рафаэля Санти в Риме